Образовательная программа среднего общего образования


ООП СОШСОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка
    2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования.
    3. Требования к уровню подготовки выпускников среднего общего образования
      1. Русский язык.
      2. Литература
      3. Иностранный язык
      4. Математика
      5. Информатика и ИКТ
      6. История
      7. Обществознание (включая экономику и право)
      8. География
      9. Биология
      10. Физика
      11. Химия
      12. Мировая художественная культура
      13. Физическая культура
      14. Основы безопасности жизнедеятельности
  2. Содержательный раздел
    1. Приоритетные направления работы
    2. Ведущие педагогические принципы
  3. Организационный раздел
    1. Оценочные и методические материалы
    2. Формы оценки качества знаний и умений учащихся
    3. Календарный учебный график на учебный год
    4. Учебный план для 10 – 11 классов
    5. Система условий реализации основной образовательной программы.
      1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
      2. Методическая работы
      3. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования
      4. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования
  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Среднее общее образование - третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ среднее общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностям.
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

 

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях

–базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый         уровень          стандарта       учебного        предмета        ориентирован           на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим предметам:

русский язык, литература, иностранный язык, география, обществознание, экономика, математика, информатика и ИКТ, право, естествознание, история, биология, физика, мировая художественная культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

 

Обучающиеся, освоившие программы среднего общего образования и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.

 

Характеристика Базовой образовательной программы среднего общего

образования (10-11) МАОУ СОШ № 5 г. Томска

(продолжительность обучения 2 года)

Создание условий для:

  • освоения учащимися данной образовательной программы, соответствующей базовому уровню Федеральных государственных образовательных стандартов;
  • формирования устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;
  • умения работать в коллективе, адаптироваться к сложным проблемам взрослой жизни;
  • выработки устойчивой потребности в самообразовании;

-воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма, уважения к национальной культуре и истории;

- оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии.

Контингент учащихся: юноши и девушки 15-17 лет, которые изъявили желание обучаться по данной образовательной программе.

Порядок приёма учащихся: в 10 общеобразовательные классы принимаются лица, успешно завершившие Базовую  образовательную программу среднего общего образования (5-0 классы), согласно Положению о «Правилах приёма обучающихся».

Формы  получения образования:

  • очное обучение;
  • самообразование.

 

Система текущей и промежуточной аттестации учащихся:

Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью. Качество образования анализируется и оценивается педагогическим коллективом с педагогических, психологических, концептуальных и социальных позиций.

Уровень образованности учащихся определяется:

- достижениями в предметных областях при овладении знаниями и умениями по учебным предметам;

- развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);

- готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;

- по результатам олимпиад и конкурсов;

- по уровню сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием).

Предполагаемый конечный результат:

Учащийся,  успешно освоивший данную образовательную программу:

  • интеллектуально развит, обладает знаниями, отвечающими требованиям государственных образовательных стандартов;
  • умеет применить в практической работе теоретические знания, умения, а также самостоятельно добывать новые знания.
  • сформировано ценностное отношение к жизни, свободе, справедливости, гуманности, толерантности;
  • владеет разносторонними знаниями, стратегиями поведения, позволяющими ценить и укреплять собственное здоровье.
  • ведет и распространяет здоровый образ жизни, занимается спортом;
  • умеет адаптироваться к сложным проблемам взрослой жизни;

-сформировано мировоззрение, гражданская позиция, уважение к истории страны, краю, городу, району; воспитано чувство патриотизма.

 

Особенности образовательного уровня

Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется всё более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинно-следственному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальное развитие позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приёмами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в силе умственной деятельности, которая приобретает всё более активный и творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. Она представляет собой высший уровень познавательной потребности и связана не только с развитием индивидуальной сферы старших школьников, но и с формированием личности человека в целом. Наблюдается выраженная специализация познавательной потребности: достаточно узкая тематика учебных и вне учебных интересов, определенная область профессиональной деятельности.

Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности как способа достижения профессиональных целей. Основными потребностями старших классов являются потребности в поисках смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний. Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент её мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, способности к самостоятельному добыванию знаний, социальной и пред профессиональной адаптации.

 

Ведущие образовательные задачи данного этапа:

- Выполнение базового уровня государственных стандартов среднего общего образования в условиях разноуровневого обучения.

- Подготовка к сдаче выпускных экзаменов в школе.

- Организация профильного обучения через систему дополнительных элективных курсов.

- Профессиональная ориентация.

- Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка у обучению в высшей школе.

- Социальная и пред профессиональная адаптация.

 

1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки , передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

1.3. Требования к уровню подготовки выпускников

1.3.1. Русский язык

В  результате  изучения  русского  языка  на  базовом  уровне  ученик  должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

в области аудирования и чтения:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников:
  • учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

в области говорения и письма:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
  • самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
  • речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию,

межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.3.2.Литература

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
    • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
    • выявлять авторскую позицию;
    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения об оценки литературных произведений.

 

1.3.3. Иностранный язык

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

Уметь

говорение

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и  проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

аудирование

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

чтение

- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;

  • расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

1.3.4. Математика

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра и начала математического анализа уметь:

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики уметь:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа уметь:

вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и   неравенства уметь:

решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей уметь:

 

решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера;

Геометрия уметь:

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

1.3.5. Информатика и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

 

знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных,

биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

 

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

 

  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства.

1.3.6 История

 

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
  • системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
  • собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
  • этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

1.3.7. Обществознание (включая экономику и право).

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи под системы элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • успешного выполнения типичных социальных ролей;
  • сознательного взаимодействия с различными социальным и институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положение.

 

1.3.8. География

  • результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

 

  • основные географические понятия и термины;
  • традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, главные

  • местонахождения и территориальные сочетания;
  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
  • различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового
  • хозяйства, размещения его основных отраслей;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
  • таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
  • правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 3.1.9 Биология

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

 

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина);
  • учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

 

уметь: объяснять:

роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,

наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать:

  • биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
  • экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.

1.3.10 Физика

В результате изучения физики на базовом в средней школе ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,

 

работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,

 

сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

 

движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света излучение и поглощение энергии атомом, фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что:

наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;

физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний:

законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать

информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального            природопользования           и          защиты           окружающей среды.

 

1.3.11. Химия

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

 

знать:

важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие; основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений;

вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов; выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

 

1.3.12. Мировая художественная культура.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства; -изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

 

1.3.13.Физическая культура.

В результате освоения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать:

роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека; положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной

направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;

выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и упражнения с прикладной направленностью; использовать приемы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для повышения индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, формирования правильного телосложения, совершенствования техники движений и технических приемов в различных видах спорта; применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления

организма после умственной и физической усталости; уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе

выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной деятельности; демонстрировать здоровый образ жизни.

1.3.14. Основы безопасности и жизнедеятельности.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • владеть навыками в области гражданской обороны;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи..

 

  1. II. Содержательный раздел

2.1. Приоритетные направления

Основная образовательная программа среднего общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и нацелена на:

  • подготовку школьников к обучению в после школы;
  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
  • формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
  • поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
  • непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений;
  • развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).

 

2.2. Ведущие педагогические принципы и подходы

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы,  направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, требованиям ФГОС ООО и социальному заказу участников образовательного процесса:

  1. Принцип научности

Предполагает:

  1. развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;
  2. постоянное обновление содержания учебных программ и пособий на основании новейших достижений в соответствующей  области науки, в педагогике и педагогической психологии;
  3. создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетентности.
  1. Принцип природосообразности

Предполагает, что образование  основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

  1. Принцип эффективности социального взаимодействия

Реализация этого принципа предполагает:

  1.  формирование навыка социальной адаптации;
  2.  развитие навыка самореализации;
  3.  предоставление учащимся возможности расширить сферу продуктивного общения;
  4. создание условий для процессов самоопределения и адекватной коммуникации.

Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциала и практических действий, определяют развитие и саморазвитие ОУ.

В основе реализации основной образовательной программы лежат системно-деятельностный, дифференцированный, аксеологический, комптентностный и  комплексный подходы

Системно-деятельностный  подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;  

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых и мотивированных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

 

          Дифференцированный подход  принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности. Основное назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учеб­ных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей.

Дифференциация, дополняющая общий и обязательный для всех учащихся программный материал, создает условия для индивидуального обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей школьников. Идея дифференцированного обучения связана с созданием так называемых планируемых результатов обучения. Они сводятся, в основном, к указанию простейших умений, которыми должны владеть все учащиеся.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

С изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Организация исследовательской работы дает возможность решать ряд задач:

на уровне учащегося:

  • Направить учебную деятельность в зоны актуального и ближайшего развития каждого школьника;
  • Реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;
  • Сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • Значительно расширить кругозор учащихся;
  • Развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации при изучении учебного материала и дополнительной литературы по проблемам исследования;
  • Ознакомить с различными методами исследования;
  • Научить определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
  • Обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
  • Познакомить с различными формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов;
  • на уровне педагогов:
  • Создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
  • Построить процесс обучения в режиме субъектно-субъектных отношений;
  • Способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей;

Формами представления основных результатов исследовательской работы учащихся являются: письменная работа или письменный отчет исследовательского характера; доклад на научно-практических школьных и внешкольных конференциях; конкурсная работа; научный отчет; реферат; выставка творческих работ.

 

III. Организационный раздел.

 3.1. Оценочные и методические материалы.

Материалы итогового контроля учащихся разрабатываются учителями школы, обсуждаются на заседаниях методического совета, согласовываются с администрацией.

Достижение результатов освоения образовательной программы, необходимых для продолжения образования, профессиональной и социальной деятельности, является предметом итоговой оценки освоения учащимися образовательной программы.

При итоговой оценке освоения учащимися образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения учебно- исследовательской и проектной деятельности, способность к решению учебно- практических и учебно-познавательных задач по обязательным предметным областям.

Итоговая оценка результатов освоения образовательной программы включает две составляющие:

- результаты промежуточной аттестации учащихся, проводимой образовательным учреждением самостоятельно, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;

- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего и среднего общего образования.

К результатам индивидуальных достижений учащихся, не подлежащих итоговой оценке, относятся ценностные ориентации учащегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщѐнная оценка этих и других личностных результатов освоения учащимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

 

3.2. Оценка качества знаний и умений учащихся проводится в форме:

- плановых контрольных работ (согласно календарно-тематическому планированию по учебным предметам);

- срезовых контрольных работ, выявляющих степень усвоения учебного материала по одной теме или всему курсу;

- диагностических контрольных работ;

- тестов, помогающих изучить различные аспекты учебной деятельности;

- зачетов;

- экзаменов;

- творческих работ;

- докладов учащихся;

- реферативных работ.

Оценивание обучающихся проводится по пятибалльной системе и в соответствии с положением «О проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля и их успеваемости».

3.3. Календарный учебный график МАОУ СОШ №5 г.Томска на 2015 – 2016 учебный год:

1 четверть: 1 сентября – 24 октября

осенние каникулы: 25 октября – 4 ноября

2 четверть: 5 ноября – 30 декабря

зимние каникулы: 31 декабря – 10 января

3 четверть: 11 января – 19 марта

дополнительные каникулы в группах дошкольного образования и в 1-х классах: 13 - 21 февраля

весенние каникулы: 20 – 27 марта

4 четверть: 28 марта – 24 мая

Последний звонок для выпускников 9, 11(12) классов – 25 мая

Государственная итоговая аттестация:

выпускников основной школы: 26 мая –17 июня

выпускников средней школы: 26 мая – 24 июня

Выпускные вечера:                  9 классы: 18 июня

11 (12) классы: 25 июня

Летние каникулы: по 31 августа

3.4 Учебный план для 10 – 11 классов.

 

Учебный план ориентирован на 34 учебных недели, состоит из вариантивной и инвариативной частей.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.учебный план2учебный планучебный план3

учебный план4

3.5. Система условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

3.5.1. Кадровые условия реализации программы

Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает:

  • характеристику укомплектованности МАОУ СОШ №5;
  • описание уровня квалификации работников МАОУ СОШ №5 и их функциональные обязанности;
  • описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.

 

МАОУ СОШ №5 г. Томска укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой школы,  способными к инновационной профессиональной деятельности.

 

Состав педагогических работников МАОУ СОШ №5 по уровню образования:

Имеют высшее проф. образование Обучаются в магистратуре, аспирантуре

(указать место обучения)

Русский язык и литература - 4

История и обществознание - 3

Математика - 4

Химия - 1

Физика - 1

Биология - 2

География - 2

Физическая культура - 3

Иностранный язык - 4

Информатика - 1

Математика (ТГУ) – 1

Физическая культура (ТГПУ) – 1

Литература (ТГПУ) - 1

Количество чел.: 25 Количество чел.: 3
     % :100          % : 12

 

3.5.2. Методическая работа

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы Учреждения является методическая работа.

Роль ее значительно возрастает в современных условиях, так как многообразие инновационных преобразований, происходящих в образовательном учреждении, требуют серьезного научно-методического обеспечения. Современные модели организации научно-методической работы призваны способствовать увеличению числа современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Главной задачей методической работы является оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. Содержание методической работы включает следующие направления:

- изучение нормативно-правовых документов органов образования;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;

- диагностика профессиональных запросов учителей;

- формирование организационной культуры школы;

- подготовка учителей к аттестации;

- работа в районных семинарах;

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- изучение инновационного педагогического опыта;

- организация и проведение теоретических семинаров и методических дней.

Основная цель методической работы образовательного учреждения – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

3.5.3. Материально-технические условия

Материально-техническая база МАОУ СОШ №5 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Для этого МАОУ СОШ №5 разрабатывает и закрепляет локальным актом перечни оснащения и оборудования образовательного учреждения. Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются требования Стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, а также соответствующие методические рекомендации, в том числе:

— письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»);ð

crhby

— перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов.

В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении оборудованы:

  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
  • помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством;
  • необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские;
  • помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
  • информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, читальным залом и книгохранилищем, обеспечивающими сохранность книжного фонда медиатекой;
  • актовый и хореографический залы;
  • спортивный зал, стадион, спортивные площадки, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
  • помещение для питания обучающихся (столовая), а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
  • помещения для медицинского персонала (медицинский кабинет);
  • административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • санузлы, места личной гигиены.

Все учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём. Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении осуществлена по следующей форме.

Материально-технические условия реализации образовательной программы отвечают характеристикам современного образования, требованиям к оснащенности учебных и административных помещений, параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинетов; соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучающихся.

МАОУ СОШ № 5 состоит из двух двухэтажных зданий – младшей и средней школы соответственно, находится на двух земельных участках общей площадью 5801 м.кв. На территории  школы выделены следующие зоны: физкультурно-спортивная, хозяйственная, парковая, игровая. В физкультурно-спортивной зоне расположена 1 универсальная, спортивная площадка с ограждением, 2 спортивных зала. Физкультурно-спортивная зона предназначена для выполнения учебных программ по физическому воспитанию, секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, так же на ней проводят свой досуг жители микрорайона Белоозерский.  На игровой площадке расположены баскетбольные кольца, футбольные ворота, игровые комплексы, турники. В парковой зоне имеются посадки деревьев и кустарников разных  видов и сортов, асфальтированные дорожки, разбиты цветочные клумбы.

Въезд и входы на участок, проезды асфальтированы, обустроены, калитками и воротами, территория школы огорожена частично.

Здания школы капитального исполнения, двухэтажные, сданы в эксплуатацию в 1897 году, последний капитальный ремонт проводился в 2004 году, общая площадь здания 2759,7 м.кв. Здание обеспечено центральным отоплением, электричеством, горячим и холодным водоснабжением и водоотведением. Все школьные помещения имеют естественное освещение, кроме кладовых и подсобных помещений, учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Искусственное освещение люминесцентное. Имеются 2 гардероба (57,2) на первом этаже здания, оснащенные вешалками для одежды.

Для осуществление учебного и воспитательного процессов, а так же для нормального функционирования учреждения в школе имеются учебно-лабораторные, административные, вспомогательные помещения, общей площадью 226,9 м.кв.

Учебные кабинеты  обеспечены необходимым оборудованием и объектами для проведения практических занятий при организации  процесса по   программам всех образовательных областей в строгом соответствии стандартам  образования.

Таким образом, как следует из выше приведенной таблицы, материально-техническая база МАОУ СОШ № 5 в основном приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы  школы, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

 

3.5.4. Информационно-методические  условия реализации программы

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Создаваемая в образовательном учреждении ИОС строится в соответствии со следующей иерархией:

— единая информационно-образовательная среда страны;

— единая информационно-образовательная среда региона;

— информационно-образовательная среда учреждения;

— предметная информационно-образовательная среда;

— информационно-образовательная среда УМК;

— информационно-образовательная среда компонентов УМК;

— информационно-образовательная среда элементов УМК.

Основными элементами ИОС являются:

— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

— информационно-образовательные ресурсы Интернета;

— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

— прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).

Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:

— в учебной деятельности;

— во внеурочной деятельности;

— в исследовательской и проектной деятельности;

— при измерении, контроле и оценке результатов образования;

— в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.

Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

— записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);

— создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.), специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;

— организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;

— выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;

— вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);

— информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде гимназии;

— поиска и получения информации;

— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

— вещания (подкастинга), использования носимых аудиовидеоустройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;

— общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);

— создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;

— исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;

— художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;

— создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);

— проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

— занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;

— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;

— выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.

Все указанные виды деятельности  обеспечены расходными материалами.

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажер для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; редактор представления временнóй информации (линия времени); редактор для составления генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удаленного редактирования сообщений.

Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТ-компетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника).

Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, мультимедиаколлекция).

Компоненты на бумажных носителях: учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетради-тренажеры).

Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажеры; электронные практикумы.

Образовательным учреждением определяются необходимые меры и сроки по приведению информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с требованиями Стандарта.