Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №5 им.А.К.Ерохина г.Томска

Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №5 им.А.К.Ерохина г.Томска разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП), определя­ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана на основе следующих документов:

Конвенция о правах ребёнка;

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;

Закон об образовании;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

Программа развития ОУ;

Устав ОУ;

Нормы СанПиНа.

ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и нацелена на:

подготовку школьников к обучению в старшей школе;

формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;

формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений;

развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).

 

Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта по созданию благоприятных условий для становления и развития личности как субъекта деятельности, общения и познания в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально- экономических реалиях города Томска и Томской области и в соответствии с программой развития ОУ.

 

Достижение поставленных целей при разработке и реализации МАОУ СОШ №5 г. Томска основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

— совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

— обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.

— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, требованиям ФГОС ООО и социальному заказу участников образовательного процесса:

1. Принцип демократичности

Предполагает организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократизации, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

  1. разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;
  2. создание отношений в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;
  3. разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;
  4. развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;
  5. развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

2 . Принцип научности

Предполагает:

  1. развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;
  2. постоянное обновление содержания учебных программ и пособий на основании новейших достижений в соответствующей области науки, в педагогике и педагогической психологии;
  3. создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетентности.

3. Принцип природосообразности

Предполагает, что образование основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

4. Принцип эффективности социального взаимодействия

Реализация этого принципа предполагает:

  1. формирование навыка социальной адаптации;
  2. развитие навыка самореализации;
  3. предоставление учащимся возможности расширить сферу продуктивного общения;
  4. создание условий для процессов самоопределения и адекватной коммуникации.

Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциала и практических действий, определяют развитие и саморазвитие ОУ.

В основе реализации основной образовательной программы лежат системно-деятельностный, дифференцированный, аксеологический, комптентностный и комплексный подходы

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых и мотивированных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

 

Дифференцированный подход принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности. Основное назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учеб­ных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей.

Дифференциация, дополняющая общий и обязательный для всех учащихся программный материал, создает условия для индивидуального обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей школьников. Идея дифференцированного обучения связана с созданием так называемых планируемых результатов обучения. Они сводятся, в основном, к указанию простейших умений, которыми должны владеть все учащиеся.

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

— Смысл образования заключается в развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт.

— Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

— Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

— Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Основная образовательная программа разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

В этот период происходят существенные изменения психики ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. по словам Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Поэтому происходит перестройка всей познавательной сферы подростка, вместе с мышлением в понятиях возникает рефлексия как новообразование подросткового возраста.);

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки, и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

Важными новообразованиями подросткового возраста являются произвольность и саморегуляция. Совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой этап деятельности. Саморегуляция проявляется в длительном удержании внимания на интеллектуально захватывающей подростка деятельности. Подростки также в состоянии переключать или распределять внимание между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Происходит перестройка памяти – активно развивается логическая память, используется преимущественно произвольная и опосредованная память. С формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

Качественно новая учебная мотивация, связанная с познавательной активностью, направленной не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих новых знаний. Новообразования речевого развития проявляется в соединении и взаимопроникновении мышления и речи. В 5-6 классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в 8-9-х классах – план речи и следовать ему.

С овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

С изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Организация исследовательской работы дает возможность решать ряд задач:

на уровне учащегося:

— Направить учебную деятельность в зоны актуального и ближайшего развития каждого школьника;

— Реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;

— Сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;

— Значительно расширить кругозор учащихся;

— Развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации при изучении учебного материала и дополнительной литературы по проблемам исследования;

— Ознакомить с различными методами исследования;

— Научить определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;

— Обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;

— Познакомить с различными формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов;

— на уровне педагогов:

— Создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

— Построить процесс обучения в режиме субъектно-субъектных отношений;

— Способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей;

Формами представления основных результатов исследовательской работы учащихся являются: письменная работа или письменный отчет исследовательского характера; доклад на научно-практических школьных и внешкольных конференциях; конкурсная работа; научный отчет; реферат; выставка творческих работ.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. (Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным.)

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний. ( Характерная особенность подросткового возраста – готовность и способность ко многим различным видам обучения, как в практическом плане, так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями),склонность к экспериментированию, проверке истинности суждений, широкие познавательные интересы, повышенная любознательность).

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности. (Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют систему содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.)

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

  1. Готовность педагога:

    1. мотивация на формирование УУД;
    2. понимание сущности каждого УУД;
    3. умение выделять ориентировочную основу УУД;
    4. умение включать работу по формированию УУД в учебный процесс;
    5. умение интегрировать предметные и метапредметные умения в заданиях по учебным дисциплинам;
    6. применять деятельностные методы при организации учебного процесса.
    7. Наличие УМК, соответствующих требованиям ФГОС и умение педагога работать по ним.
    8. Направленность программ внеурочной деятельности на формирование УУД.
  2. Условия и средства формирования универсальных учебных действий

    1. Учебное сотрудничество;
    2. Совместная деятельность;
    3. Разновозрастное сотрудничество;
    4. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества;
    5. Дискуссия;
    6. Тренинги;
    7. Общий приём доказательства;
    8. Рефлексия;
    9. Педагогическое общение.

Для реализации полном объеме системно – деятельностного подхода в образовательном процессе в основной школе применяются ведущие технологии.

Методики и технологии, используемые для реализации ФГОС:

  1. Технология проблемного обучения;
  2. Проектная-исследовательская деятельность;
  3. Технология ИКТ;
  4. Системно-деятельностный подход;
  5. Личностно-ориентированное обучение;
  6. Педагогика сотрудничества;
  7. Дифференцированный подход;
  8. Индивидуализация обучения;
  9. Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  10. Технология дискуссий;
  11. Технология групповой работы.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений новым.