Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы, разработанной Т.Г Рамзаевой, В.Г. Горецкого,В.А.
Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Обучение грамоте»,В.П.Канакиной «Русский язык» (УМК «Школа России»).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших
школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,
обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основной целью
обучения русскому языку в начальной школе являются:
· ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
· формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
· при обучении русскому языку реализуются основные подходы дидактико-психологические и лингвометодические
Основная идея курса заключается в том, что при обучении русскому языку учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у
них формируется умения и навыки грамотного, безошибочного письма, развивается устная и письменная речь и при этом они учатся учиться.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в
основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в
изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы,
как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших
школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и
лексическом богатстве.
В учебном плане МАОУ СОШ№5 на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч. Из них 115 ч отводится урокам обучения
письму в период обучения грамоте и 50 часов урокам русского языка. Во 2классе—170ч, в 3 классе-170ч. 4классе- 170ч.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни
(будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения
– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно –популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии
– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценност
ь истины
– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи.
Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества
– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к
труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к
своей стране, к своей малой родине, её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества
– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.