Аннотация к программе по литературе 5-9 кл.

В основу рабочей программы по литературе 5-9 классов МАОУ СОШ №5 положена Программа курса «Литература». 5-9 классы / авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А.
Зинин.- М.: ООО «Русское слово -учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа), которая обеспечена учебно-методическим комплектом
(учебники для каждого года обучения, рабочие тетради, мультимедийные приложения к учебникам) . Данный комплекс нацелен на достижение результатов освоения курса литературы на личностном, метапредметном и предметном уровнях, реализует основные идеи Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, в нем учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.

Для реализации задач литературного образования в 5—9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 классе. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс
является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление
об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего это само понятие «литературный
процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции,
новаторство и др.

В содержание программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века
вклю­чительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только
в 9 классе для любой школы затруднительно.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и
его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся
рассказов, пове­стей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе
и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при
создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

-обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным
произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Специфика
учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает
это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие
активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями,
но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе
как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями
словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном
восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией,
называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература»
определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературе общий объём учебного времени на предмет «Литература» с 5 по 9
класс составляет 420 часов:

5 класс - 105 часов,

6 класс - 70 часов,

7 класс – 70 часов,

8 класс 70 часов,

9 класс -105 часов.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении литературе.