Аннотация к программе по биологии 5-9кл

В основу рабочей программы по биологии положена авторская программа, разработанная В.В. Пасечником, В. В. Латюшиным, Г. Г. Швецовым,
которая обеспечена учебно-методическим комплексом, соответствует современному уровню образования и разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). В программе
учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий основного общего образования.

В системе школьного

образования биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем
мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических
теориях(клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные
заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых
биологических приборов и инструментов;

- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека, выбрать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и
др.);

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
В связи с этим выделяют следующие задачи обучения:

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли биологических наук и научных исследований в современном мире;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты оценивать полученные результаты;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно­научной картины мира, показано практическое применение
биологических знаний.

Построение
учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено взаимодействие научного, гуманистического, ак­сиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.

Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интел­лектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения
биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся
са­мостоятельной деятельности по их разрешению.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных
видов учебной деятельности обучающихся. В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования
предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Курс биологии позволяет
осуществлять межпредметные связи с предметами естественно-математического цикла.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о
её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым
обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:


многообразие и эволюция органического мира;


биологическая природа и социальная сущность человека;


уровневая организация живой природы;

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой
базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280. Из них:

В 5 классе 1 час в неделю, 35 часов в год.

В 6 классе 1 час в неделю, 35 часов в год.

В 7 классе 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В 8 классе 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В 9 классе 2 часа в неделю, 70 часов в год.