программа развития СОШ 5 (13-17г)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТОМСКА
634003, г. Томск, ул.Октябрьская16, тел/факс: (3822) 65-31-64
e-mail-school5@mail.tomsknet.ru
Принято Утверждаю
решением Совета школы Директор школы:__________
протокол №___________ приказ №_________
от «____»___________20__г. от «_____»_____________20__ г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
НА ПЕРИОД 2013-2017 гг.
ШКОЛА ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2013год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование |
Программа развития МБОУ СОШ № 5 г.Томска «Школа продуктивного образования» |
Основания разработки Программы |
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», Закон РФ «Об образовании» (проект, вступающий в силу с 1.09.2013), Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Проект модернизации системы общего образования Томской области 2012-2015гг |
Разработчики, исполнители |
Коллектив школы. |
Цель Программы |
Создание организационно-педагогических условий для качественного образования, социализации и личностного развития всех категорий обучающихся на основе технологий продуктивного обучения |
Стратегические направления программы развития |
Программа развития является комплексной и состоит из трех взаимосвязанных управленческих проектов, отражающих стратегические направления развития школы на период 2013-2017гг:
|
Задачи |
Создание системы мониторинга и повышения качества обученности • разработать и внедрить общешкольную систему отслеживания ситуаций учебной не успешности учащихся на основе «Электронной учительской» и их ликвидации; • обеспечить освоение педагогами образовательных технологий и методик для дифференцированного обучения, своевременного выявления и ликвидации учебных затруднений, повышения мотивации к учебной деятельности; • создать систему стимулирования педагогов и классных руководителей, обеспечивающих повышение и сохранение качества обученности, а также качественные показатели ГИА и ЕГЭ. Внедрение технологий продуктивного образования учащихся, имеющих уникальные образовательные запросы, особенности в социализации и учебной деятельности • организовать систему проявления и учета групп детей, имеющих уникальные образовательные запросы, особенности в социализации и учебной деятельности; • разработать и реализовать педагогические проекты образовательной поддержки и сопровождения разных целевых групп учащихся с использованием технологий продуктивного образования в урочной, внеурочной и досуговой деятельности; • обеспечить повышение квалификации кадров по вопросам технологий продуктивного образования, проектного метода обучения, тьюторского и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и детей группы риска Обеспечение перехода к реализации ФГОС основной и старшей школы • организовать повышение квалификации педагогического коллектива по следующим направлениям: разработка учебных курсов в компетентностном подходе, использование инновационных образовательных технологий, технологий индивидуализации и дифференциации учебного процесса, использование нетрадиционных форм оценивания, интеграция урочной и внеурочной деятельности; • стимулировать педагогов основной и старшей школы к разработке и реализации учебных курсов, модулей, учебных занятий на основе технологий дифференциации и индивидуализации образования, а также на основе метода проектов; • обеспечить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и иных сфер для реализации совместных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, ориентированных на развитие творческих и проектных способностей учащихся; • разработать проект организации образовательной среды для учащихся основной школы на основе принципов компетентностного подхода и вариативности образования с учетом возможностей внутренних ресурсов и внешней среды на основе требований новых ФГОС. Обеспечение управленческой поддержки решения задач программы развития • изменение функционала позиционеров и подразделений, структуры методической работы; • финансовое обеспечение решения задач программы развития (повышение квалификации кадров, укрепление материально-технической базы, закупки программно-методических материалов и др.); • заключение договоров о совместной деятельности с внешними организациями по решению задач программы развития; • организация форм обсуждения, анализа и корректировки деятельности по программе развития. |
Сроки реализации |
20013-2017 гг. |
Этапы реализации |
1 этап - 2013-2015 уч год Разработка и апробация отдельных механизмов по решению задач программы. Обеспечение управленческих условий для реализации программы. 2 этап - 2015-2016уч.год Реализация программных мероприятий. 3 этап - 2016-2017 уч. год Анализ результативности, обобщение, корректировка механизмов управления развитием школы, проектирование следующего шага |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (базовые) |
Образовательные результаты: • увеличение доли учащихся, имеющих показатели обученности не ниже 50-55%; • устойчивое достижение качества обученности в начальной школе не менее 65 %; • увеличение доли учащихся основной школы, имеющих показатели по ГИА не ниже городского уровня; • увеличение доли учащихся старшей школы, имеющих показатели по ЕГЭ не ниже городского уровня; • повышение уровня учебной мотивации школьников; • увеличение доли учащихся, вовлеченных в творческую, проектную, исследовательскую деятельность; • уменьшение доли учащихся, входящих в группу риска. Педагогические (методические) результаты: • методики мониторинга учебной не успешности и формы их ликвидации; • методические и дидактические материалы по организации продуктивного образования • методические материалы (сценарии, курсы и т.д.) для обеспечения новых ФГОС в начальной и основной школе. Организационно-управленческие результаты: • повышение профессионального уровня педагогов школы; • повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования; • усиление положительного имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, педагогического сообщества; • создана нормативно-правовая, материальная и финансовая база для реализации ФГОС |
Структура Программы
|
Пояснительная записка Информационно – аналитическая справка о школе Обоснование использования концепта продуктивного образования Стратегические проекты школы: цели, задачи, мероприятия, результаты. Мониторинг результативности Программы развития. Управление реализацией Программы развития. Приложения |
Пояснительная записка.
Данная программа является стратегическим документом, определяющим развитие МАОУ СОШ № 5 в период 2013-2017 годы. Цели и задачи программы развития обусловлены особенностями контингента школы. Наряду с учащимися, имеющими устойчивые учебные достижения и мотивацию к образованию, в школе учатся дети, так называемой «группы риска», дети с задержкой психического развития, дети, находящиеся по разным причинам на домашнем обучении, обучении в форме экстерната. Такая разнородность контингента связана в основном с месторасположением школы и особенностями семей, проживающих в не самом благополучном районе города. Не смотря на то, что сложившаяся ситуация не является для школы новой и неожиданной в последнее время проблема разнородности стала ключевой по ряду причин. Внешняя оценка деятельности школы связана с результатами ГИА и ЕГЭ, а значит, необходимы особые формы работы по повышению и сохранению качества обученности. Содержание образования в соответствии с новыми ФГОС предполагает использование технологий компетентностного обучения и индивидуализации, что в будущем позволит решить проблему качественного образования для разных групп учащихся. Переход к новым ФГОС для педагогического коллектива является серьезной задачей, так как требует овладения новыми педагогическими технологиями, причем в ситуации «не простого» контингента. Поэтому одновременно с задачей подготовки к введению стандартов основной школы стоит задача обобщить, систематизировать и развить опыт школы по психолого-педагогической поддержке разных целевых групп учащихся. В качестве содержательного концепта организации образовательного процесса выбран концепт продуктивного образования, реализация которого в международной и российской практике доказала эффективность именно для обучения детей имеющих низкий уровень учебной мотивации, учебные затруднения и проблемы в социализации.
Так как школе затруднительно решить поставленные задачи своими внутренними ресурсами для всех задач предполагается выстраивание связей с внешними социальными партнёрами, реализация совместных проектов и программ.
Программные задачи по изменению педагогической и образовательной деятельности обеспечиваются формами управленческой поддержки, предполагающей стимулирование эффективной деятельности педагогического коллектива по основным направлениям программы развития, формы внутреннего и внешнего повышения квалификации, привлечение внешних ресурсов, а также систему экспертно-аналитического обсуждения промежуточных итогов программы развития для своевременной корректировки и принятия управленческих решений.
Информационно-аналитическая справка.
Раздел 1. Общая характеристика учреждения
Тип, вид, статус: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Лицензия на образовательную деятельность № 1202 от 12 декабря 2012г.
Свидетельство о государственной аккредитации № 523 от 19 декабря 2012 г.
Экономические и социальные условия территории нахождения
МАОУ СОШ №5 располагается в исторической части города Октябрьского района. Данный микрорайон имеет как многочисленные деревянные дома частного сектора, так и здания современной постройки и характеризуется высокой плотностью заселения. Школа имеет закрепленный микрорайон. На территории микрорайона располагаются социально-культурные учреждения, такие как: ДДТ «У Белого озера», «Лучики», кукольный театр «Скоморох». Близость с ТГАСУ способствует осуществлению сотрудничества школы и ВУЗА. В школе обучаются дети и из других районов города. Микрорайон школы имеет удобную транспортную схему: в сторону остановки «ТГАСУ» общественный транспорт идет со всех концов города.
Таблица 1. Социальный состав обучающихся в сравнении за 3 года
Год |
Количество детей из семей, находящихся в социально-опасном положении |
Количество детей из многодетных семей |
Количество детей из малообеспеченных семей |
Количество детей из неполных семей |
Количество детей из семей мигрантов |
Количество опекаемых детей |
Количество детей-инвалидов |
2010-2011 |
13 |
88 |
90 |
158 |
0 |
6 |
2 |
2011-2012 |
14 |
91 |
116 |
153 |
3 |
12 |
1 |
2012-2013 |
25 |
96 |
136 |
144 |
4 |
13 |
3 |
Таким образом, на 2013 год в процентном соотношении к общей численности учащихся:
количество детей из семей, находящихся в социально-опасном положении - 4.4%
Таблица 2. Численный состав
Численность |
Начальная школа |
Основная школа |
Средняя школа |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Классов-комплектов |
9 |
9 |
13 |
13 |
4 |
4 |
Обучающихся |
218 |
218 |
288 |
283 |
76 |
69 |
Средняя наполняемость классов |
24,2 |
24,2 |
22,2 |
21,7 |
19 |
17,25 |
Количественное соотношение обучающихся, проживающих в микрорайоне школы (78%) значительно превышает количество проживающих на других территориях (22%). Данный показатель относительно прошлого учебного года возрос на 4% в пользу проживающих вне закрепленной территории, что свидетельствует о востребованности реализуемых в школе образовательных программ.
Схема 1. Структура управления МАОУ СОШ №5
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательным учреждении в РФ», Уставом школы, Программой развития, планом работы школы на год осуществляется управление образовательным учреждением.
Управляющий Совет является органом государственно-общественного управления школы.
Через Управляющий Совет учреждения осуществляется взаимодействие всех органов управления и самоуправления образовательного учреждения: общего собрания трудового коллектива, педагогического совета, методического совета, родительских комитетов классов, родительского комитета школы, детской организации, в структуру которой входит совет старшеклассников, - а также связь с общественностью города, микрорайона.
Раздел 2. Особенности образовательного процесса
Характеристика образовательных программ по ступеням обучения
Образовательные программы реализуются в школе на четырёх ступенях развития.
Адаптивная ступень – школа раннего развития; группа дошкольного обучения. Цель – адаптация ребёнка к школьной жизни, выравнивание возможностей обучения. Основные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, игровая деятельность. В 2012-2013 учебном году группа предшкольного обучения укомплектована в полном объеме -16 человек. На протяжении пяти лет 90% воспитанников поступает в 1 класс нашей школы. Исходя из результатов анкетирования родителей данных детей, качество их воспитания и обучения значительно повысилось за последние два года. В текущем учебном году прогнозируется 100% поступление воспитанников группы предшкольного обучения в первый класс нашей школы.
Первая ступень обучения – 1-4 классы. Цель – научить школьников учиться, следовать поставленной цели, учиться планировать свою деятельность, контролировать и оценивать полученные результаты, сотрудничать с педагогом и другими учениками.
На первой ступени обучения в первых классах введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.
На ступени начального общего образования обучение ведётся по образовательным программам:
- «Школа 2100»
- «Школа России»
- «Перспективная начальная школа»
Учебный план 1-4 классов рассчитан на пятидневную учебную неделю.
Со 2 класса вводится учебный предмет «Иностранный язык».
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с1 по 4 класс по два часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным..
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках курса «Технология (труд)».
В вариативную часть учебного плана второго полугодия 4 класса включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Во 2-4 классах введён предмет «Шахматы - школе», предусмотрен третий час «Физической культуры».
Во вторых, третьих классах часы компонента ОУ использованы на дополнительный час русского языка, в четвёртых классах введён предмет «Культура речи» (0,5 ч). Во вторых классах 1 час использован для углубленного изучения литературы.
Вторая ступень обучения – 5-9 классы. Цель – создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов.
На второй ступени обучение ведётся по общеобразовательным программам (в 9 классах – общеобразовательные программы с предпрофильной подготовкой).
Учебный план 5-7 общеобразовательных классов рассчитан на пятидневную учебную неделю. Учебный план 8-9 классов – на шестидневную учебную неделю.
В вариативную часть учебного плана 5 класса включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», «История Сибири».
5-9 классы: третий час «Физической культуры», «Основы безопасности жизнедеятельности».
6-7 классы – «Экология Томской области»
8 классы – «Основы социализации личности».
8-9 классы - «География Томской области»
Компонент образовательного учреждения .
В 8 классах увеличено количество часов на «Технологию», введён факультатив «Русская словесность».
Образовательные программы в 9 классах включают следующие элективные курсы для реализации предпрофильной подготовки обучающихся: «Нравственные проблемы в русской и зарубежной литературе», «Алгебра модуля», «Уравнения 2 степени с параметром», «Законы физики».
Третья ступень обучения – 10-11 классы. Цель – развитие творческих способностей обучающихся в рамках профильного направления и формирование навыков самостоятельного обучения.
Вариативность образовательных программ в 10-11 классах школы реализуется через формирование физико-математического, гуманитарного и универсального классов:
- физико-математический
- Профильные предметы: физика, математика,
- Спецкурсы:
- «Решение задач повышенной трудности»
- «Физический практикум»
- «Информационный практикум»
- гуманитарный
- Профильные предметы: русский язык, литература, МХК
- Спецкурсы:
- «Зарубежная литература»
- «Драма российских реформ и революций»
-универсальный
- Равномерное распределение учебной нагрузки по предметам
- Спецкурсы:
- «Решение задач повышенной трудности»
- «Физический практикум»
- «Информационный практикум»
Учебный план третьей ступени рассчитан на шестидневную учебную неделю.
Дополнительные образовательные услуги
С 2012-2013 учебного года школа предоставляет обучающимся дополнительные платные образовательные услуги (ДПОУ). Главной задачей при организации ДПОУ является развитие обучающегося в соответствии с его интересами и способностями. Учебный план по ДПОУ утверждается педагогическим советом, программы спецкурсов рассматриваются методическими объединениями и методическим советом и утверждаются директором школы. При оказании ДПОУ с родителями обучающихся заключаются договоры. Педагогами разработаны образовательные программы по ДПОУ, выполнение которых контролируется администрацией.
Дополнительные платные образовательные услуги велись в 2012-2013 учебном году в 6 классах из 26, что составило 23%.
Диаграмма 1. Количество классов с ДПОУ
Таким образом, предстоит дополнить количество предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг с целью привлечения обучающихся. На сегодняшний день ДПОУ организовано по в 8 классах по 6 предметным областям, таким как: предшкольное обучение, математика, иностранный язык, физика, химия, русский язык. Обучение осуществляется через программы занятий по спецкурсам. К сожалению, не в полном объеме выполнен заказ родителей на ДПОУ, так по причине кадрового дефицита, не организованы занятия по математике, биологии, обществознанию.
Организация изучения иностранных языков
Иностранные языки (английский, немецкий, французский) изучаются в школе со 2 класса. В учебном плане во 2-4 классах предусмотрено два часа в неделю.
С 5 класса на их изучение отводится три часа в неделю.
Используемые образовательные технологии
Диаграмма 2 Часть процентного соотношения используемых технологий
Использование педагогичесих технологий в системе присутствует у 8% учителей, остальными педагогами школы данные технологии к сожалению применяются хаотично. Использование в своей работе проектного и исследовательского методов Ревера С.А., Брухно Л.Г., Кивалкиной С.В., Зобниной А.А., Приваловой Л.Ю., Кухта Л.А. отражены в многочисленных победах учеников на конференциях и конкурсах. Отсутствие целенаправленности применения педагогических технологий, и в целом дифференцированных форм обучения объясняется низкой мотивацией на содание модифицированных программ для реализации этих технологий. На сегодняшний день стоит острая необходимость в систематизации данного направления работы через создание педагогических проектов, разработку программ элективных курсов, спецкурсов, программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Основные направления воспитательной деятельности
Таблица 7 Направления деятельности воспитательной работы
№ |
Направление и его цель |
Содержание внеурочной деятельности, программы дополнительного образования |
1. |
Художественно-эстетическая направленность предполагает повышение художественно-эстетического потенциала детей через освоение ими народных традиций, семейных ценностей, создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребёнка. |
Реализация программ дополнительного образования: Танцевальная студия «Этуаль», посещение театров, экскурсии, концертные программы, праздники |
2. |
Социально-педагогическая направленность предполагает разработку социально-значимых программ, издание методических разработок, обмен опытов классных руководителей |
Реализация программ дополнительного образования: участие в городских целевых программах: «Учимся жить вместе», «Юные инспекторы движения», «Юный друг пожарной дружины», коллективно-творческие дела, Детская организация «Юность» |
3. |
Физкультурно-спортивная направленность предполагает приобщение молодёжи к здоровому образу жизни, культивирует здоровый образ жизни, формирует красоту человеческого тела, силу, выносливость |
Реализация программ дополнительного образования: Участие в городской целевой программе «Здоровье и развитие молодёжи»; Дни здоровья; Лёгкая атлетика, ОФП, баскетбол |
4. |
Туристско-краеведческая направленность предполагает воспитание любви, патриотизма к своей малой Родине, к традициям, а так же уважения к традициям и культурам других народов. |
Реализация программ дополнительного образования: Участие в городской целевой программе «Люби и знай свой город и край»; Участие в международной игре «Золотое руно», конкурсы, городские программы. |
5. |
Военно-патриотическая направленность предполагает воспитание гражданина и патриота, защитника своей Родины |
Тематические встречи с участниками ВОВ, встречи с сотрудниками комиссариата, участие в городской целевой программе «Память» |
Таблица 8 Тематика внеклассных мероприятий
.
Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
В школе организована научно-исследовательская деятельность в рамках НОУ, что позволяет обучающимся попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант. Членами НОУ являются учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества.
Базовым результатом работы общества является ежегодная научно-практическая конференция, на которой обучающиеся представляют лучшие работы по секциям:
- секция гуманитарного цикла
- секция естественно – научного цикла.
- секция «Математическая»
- секция «Физическая»
- секция «Иностранные языки»
- секции для обучающихся начальной школы.
Количество участников относительно прошлого года возросло на 40 человек. На сегодняшний день 20% обучающихся задействованы в работе НОУ. Благодаря проведению цикла групповых семинаров на протяжении года с членами общества, направленных на оказании помощи в оформлении исследовательской, проектной и реферативной работы, большинство обучающихся научились дифференцировать различия между данными видами работ, поняли их структурные компоненты. Овладели навыками создания грамотной компьютерной презентации. Ознакомились с критериями представления собственной работы. Результаты данной деятельности – 1,2,3 призовые места на городских конференциях.
Диаграмма 3. Динамика участия обучающихся в научно-практической конференции
Диаграмма 4. Динамика участия обучающихся в научно-практической конференции
В школе функционируют спортивные секции: баскетбол (девушки) – 2,1%, баскетбол (юноши ) – 2,1%, лёгкая атлетика – 2,4%, гиревой спорт – 21,6%, ОФП, ВСИ «Рубеж»;
кружки: танцевальная студия «Этуаль», объединение «Юный друг пожарных дружин», объединение «Юный инспектор движения», кружок бисероплетения.
Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность педагогов-психологов, педагогов-логопедов, дефектологов и т.д.)
В образовательном учреждении индивидуально обучаются 2 ученика.
Таблица 9
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
1 |
0 |
1 |
По сравнению с прошлым годом количество детей, находящихся на индивидуальном обучении, снизилось на 33%. Оно организовано на основании медицинских справок, выданных обучающимся по заключению ВКК по имеющимся медицинским показаниям. На данном этапе индивидуально с обучающимися занимаются 8 педагогов. Индивидуальное обучение организовано в соответствии с нормативной базой. Родители обучающихся активно участвуют в образовательном процессе, создают условия для проведения занятий.
Кроме того в школе функционируют три специальных (коррекционных) класса 7 вида: 7, 8, 9 классы, в которых обучается 36 детей. С помощью опытных педагогов обучающиеся осваивают общеобразовательные программы, успешно сдают выпускные экзамены за курс основной школы.
Оказание коррекционной психологической помощи осуществляется через индивидуальное консультирование, групповое консультирование, психодиагностические срезы, индивидуальную психодиагностику, проведение групповых коррекционных занятий по программе курса «Хозяин своего Я», взаимодействие с медицинскими и коррекционно-развивающими учреждениями.
Характеристика внутришкольной системы оценки качества
Деятельность системы оценки качества образования школы строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
Объекты оценки:
- учебные и внеучебные достижения учащиеся;
- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
- образовательные программы;
-материально-технические ресурсы образовательного учреждения (материально- техническая база ОУ).
Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Предметом оценки является:
- качество образовательных результатов (уровень усвоения образовательных программ, уровень сформированности мотивации к учебной деятельности);
- качество условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, оценка кадрового потенциала учреждения и эффективности деятельности педагогов);
- качество образовательного процесса (комфортность образовательного процесса, адаптированность образовательной программы образовательным потребностям обучающихся, степень открытости образования, доступность образования).
Результаты учебной деятельности 2012-2013 учебного года
Учебный год |
Абсолютная успеваемость (%) |
Качественная успеваемость |
|||
Общая по школе |
По ступеням обучения |
||||
I |
II |
III |
|||
2011-2012 |
98,2% |
40,5% |
52% |
31,8% |
37,7% |
Раздел 3.Условия осуществления образовательного процесса
Режим работы
Таблица 10. Организация образовательного процесса
1 смена: 8.00- 12.50 |
2 смена: 14.00 – 18.45 |
1, 4, 5, 8, 9, 10, 11 классы |
2, 3, 4, 6, 7 классы |
Учебная нагрузка обучающихся на каждой ступени образования распределяется в соответствии с учебным планом: 1-7 классы пятидневная учебная неделя, 8-11 классы шестидневная учебная неделя. В 1-х. классах в 1 четверти используется «ступенчатый» режим обучения, продолжительность уроков составляет 35 мин, количество уроков – 3. Во 2-4 четверти 4 урока продолжительностью 35 мин. Во 2-11 классах продолжительность уроков 45 мин. Начало занятий в первой смене – 8 час. 00 мин., окончание – 13 час.40 мин. Во второй смене начало занятий в 14.00, окончание в 19.40. В течение дня имеются 4 большие перемены (по 20 мин.) общей продолжительностью 120 мин., во время которых организовано горячее питание. В течение учебного года предусмотрены каникулы общей продолжительностью 30 дней.
Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность
Состояние материально-технической базы соответствует нормативным требованиям, современному образованию и санитарным нормам, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей, способствует их разностороннему развитию, реализации и выполнению образовательных программ. Школа располагается в двух двухэтажных зданиях, общей площадью 750 кв.м. На территории – гараж (с автомобилем УАЗ-2206), детская спортивная площадка.
В зданиях 22 учебных кабинета, из них 1 кабинет предшкольной подготовки, 1 кабинет группы продленного дня, также 2 спортивных зала, столярная мастерская, кабинет обслуживающего труда, кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, библиотека с читальным залом, актовый зал, столовая, медицинский кабинет.
9 кабинетов оснащены интерактивными досками, 3 кабинета мультимедийными проекторами, телевизорами оснащены 15 кабинетов, музыкальными центрами -2. Учебной литературой школа оснащена на 100%. Таким образом следует вывод, что школа полностью оснащена для реализации ФГОС
Группа продленного дня оснащена настольно-печатными играми, видеофильмами, мебелью. Кабинет предшкольной подготовки оборудован мягкой и учебной мебелью, оснащен учебно-наглядными пособиями, средствами ТСО, развивающими играми, материалами для театрализованной и опытно-экспериментальной деятельности.
Библиотека с читальным залом на 14 мест: компьютер для индивидуальной работы библиотекаря, телевизор.
.
IT-инфраструктура
В школе активно ведется работа по усовершенствованию локальной сети для обеспечения единой информационно-образовательной среды. Проводится систематическая работа по внедрению информационных технологий в деятельность учителя-предметника, классного руководителя, возрастает значимость овладения ИКТ - компетентностью по всем направлениям образовательного процесса и управления. Для организации образовательного процесса имеется необходимое информационно-техническое обеспечение:
- Широкополосный Интернет: выход в городскую сеть не лимитируется по времени, безлимитный внешний трафик.
- Сайт образовательного учреждения.
- Наличие компьютерной и мультимедийной техники.
- Единая локальная сеть.
- В образовательном учреждении имеется два спортивных зала, оборудованных необходимым спортивным инвентарём. В рамках городской целевой программы в 2011 учебном году на территории школы была возведена универсальная спортивно-игровая площадка (18-32), отвечающая всем современным требованиям безопасности.
- В школе имеется:
- большой спортивный зал 160.2 м2
- малый спортивный зал 107.5 м2
- Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования
В текущем учебном году организована работа восьми объединений дополнительного образования при участии 8 педагогов.
- Таблица 12
Наименование объединения |
Ф.И.О. руководителя |
Объединение «Друзья юных пожарных» |
Машнина Екатерина Сергеевна |
Объединение «Юный инспектор движения» |
Аникина Вера Викторовна |
Баскетбол (мальчики) |
Артамонов Алексей Анатольевич |
Легкая атлетика |
Аксиненко Ирина Анатольевна |
ОФП |
Аксиненко Ирина Анатольевна |
Танцевальная студия «Этуаль» |
Загальская Анастасия Владимировна |
Кружок бисероплетения |
Брухно Лилия Геннадьевна |
- Для организации досуговой деятельности дополнительного образования используются специально оборудованные помещения: спортивная площадка, спортивные залы, компьютерный класс, библиотека, читальный и актовый залы.
Организация летнего отдыха детей На базе школы в июне месяце функционирует лагерь труда и отдыха «Маленькая планета». Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики школы. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. В период летних каникул особое внимание администрация школы уделяет подросткам «группы риска», находящихся в трудной жизненной ситуации. Для них организовано трудоустройство по двустороннему договору между центром занятости и школой на летний период. К сожалению, не все желающие смогли работать, а только 6 человек. Эта форма работы позволила подросткам не только отдохнуть, реализовать свои психосоциальные потребности, укрепить здоровье, но и заработать деньги, помочь своим семьям. Проводимая работа в данном направлении даёт возможность говорить о снижении темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде. Политику летней оздоровительной кампании определяет уровень подготовленности педагогических кадров. Во время работы в лагере складывается коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива. К работе в летнем лагере с дневным пребыванием помимо учителей привлекаются школьный библиотекарь, преподаватели физической культуры и трудового обучения, работники столовой, а также технические работники школы. Таким образом, летний отдых в школе – это не только социальная защита, это ещё и простор для творческого развития.
Организация питания, медицинского обслуживания
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, СанПиНами. 100% педагогических работников прошли медицинский осмотр и имеют допуск к работе.
В рамках программы здоровьесбережения в школе реализуется ряд проектов и программ: вакцинация, просветительская работа, уроки гигиены, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.п.. Медицинское сопровождение осуществляет врач-педиатр ДШО Акулич Т.М. и медицинская сестра Степанченко Л.Г., ими регулярно осуществляется контроль за состоянием здоровья обучающихся, на основании которого даются индивидуальные рекомендации детям и родителям. Просветительская работа включает традиционные беседы врача, выступления на родительских собраниях, проведение уроков здоровья и безопасности. В рамках медицинского обслуживания организовано сотрудничество с МБЛПУ детская поликлиника №3, поликлинические отделения №1 и №3.
С целью сохранения жизни и здоровья учащихся в школе проводятся инструктажи по технике безопасности в кабинетах повышенной опасности. На классных часах изучаются правила дорожного движения, правила пожарной безопасности. Проводятся тренировочные учения по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Перед праздничными днями, перед уходом детей на каникулы классными руководителями также проводится инструктаж.
Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
В школе обучаются 58 детей с ограниченными возможностями здоровья. Три ребёнка-инвалида, а именно: ребёнок-инвалид по зрению, для которого организовано обучение на дому, ребёнок-инвалид астматик имеет возможность быть освобожденным от физической культуры во избежание рецидива от пыли…….
К ребёнку-инвалиду сахарным диабетом применяется индивидуальный подход в обучении во избежание стрессовых ситуаций.
55 детей – с протоколами ПМПК, из них 53 ребенка с протоколами 7го вида, для данных обучающихся разработаны социальные коррекционные программы обучения, организована работа психолога. В работе с обучающимся 8го вида школа испытывает затруднения в организации эффективного обучения. На сегодня в школе один такой ребенок. На данный момент в школе обучается один ребенок 5го вида с речевыми и поведенческими проблемами, нуждающийся в индивидуальном сопровождении, которое планируется организовать после обследования ребенка с целью постановки диагноза.
В школе имеется кабинет педагога-психолога, который оснащен компьютером, дидактическими и диагностическими материалами, коррекционными методиками.
Кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги)
В школе насчитывается общее число сотрудников – 65 человек, из них педагогов - 51, по совместительству работают 4 человека, в декретном отпуске находится 7 учителей, педагогов дополнительного образования – 8, административного персонала - 5. В течение учебного года кадровых подвижек не наблюдалось.
Министерством образования и науки РФ Почетной грамотой награждены 2 человека. В педагогическом коллективе 2 «Заслуженных учителя Российской Федерации».
Высшую квалификационную категорию имеют – 12 педагогов (23 %), первую категорию - 6 педагогов (11%), вторую категорию – 6 педагогов (11 %). Не имеют квалификационной категории -4 человека (7,8 %).
В течение учебного года успешно прошли аттестацию 1 человек на высшую квалификационную категорию. На соответствие занимаемой должности 11 человек (21%).
Диаграмма 5. Динамика изменения квалификационного состава педагогического коллектива
Процентное соотношение педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию остается стабильным.
Курсовую подготовку за истекший год прошли 23 педагога по 40 темам. Из них дважды обучались 7 учителей, трижды-5, четырежды-1.
Диаграмма 6. Педагоги, повысившие уровень подготовки.
Количество педагогов, прошедших обучение на семинарах и курсах повышения квалификации за последние 2 года возросло.
Раздел 4. Результаты деятельности учреждения, качество образования
Результаты единого государственного экзамена
В одиннадцатых классах на конец года обучалось 35 человек. Все допущены к итоговой аттестации. Документы о среднем образовании получили 29 (82,8%) выпускников.
Окончили школу с отличием 4 выпускницы (11,4%), одна из них (2,8%) награждена золотой медалью «За особые успехи в учении». Шесть обучающихся (17,1%) не справились с экзаменом по математике, получили справку установленного образца об обучении в средней школе.
Таблица 13 Результаты ЕГЭ:
предмет |
Средний балл ЕГЭ по школе |
Средний балл ЕГЭ по области |
Средний балл ЕГЭ по РФ |
Русский язык |
58 |
63,50 |
61,07 |
Математика |
38,9 |
43,25 |
44,60 |
Физика |
45.7 |
47,91 |
46,68 |
Биология |
34,5 |
50,51 |
53,99 |
География |
45,3 |
57,85 |
55,76 |
История |
40 |
50,78 |
51,13 |
Обществознание |
45 |
54,29 |
55,16 |
ИВТ |
40 |
64,02 |
60,32 |
Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах
Из 59 обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации допущены 57 (96,6%).
Выдержали итоговую аттестацию и получили аттестаты за курс основной школы 57 (96,6%) обучающихся.
Таблица 14
- Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах
предмет |
Средний балл по школе |
Абсолютная успеваемость |
Качественная успеваемость |
Русский язык |
31,3 |
100% |
67,6% |
Математика |
8 |
61,8% |
5,9% |
Физика |
12,8 |
100% |
20% |
Химия |
20,8 |
100% |
80% |
Биология |
16,8 |
100% |
12,5% |
География |
16 |
80% |
20% |
История |
15 |
100% |
0% |
Обществознание |
18,9 |
80% |
26,7% |
ИВТ |
12 |
100% |
75% |
Результаты мониторинговых исследований качества обучения муниципального и регионального уровней
Результаты мониторинга профильного обучения
Диаграмма 8. Сравнительные результаты промежуточного и итогового мониторинга в 10-х (2011-2011 учебный год) и 11-х (2012-2013 учебный год) профильных классах
Рост качественной успеваемости наблюдается по русскому языку как в классе физико-математического профиля, так и в универсальном, по математике – в классе физико-математического профиля.
Отмечается снижение качественной успеваемости по физике в классе физико-математического профиля, по математике в универсальном.
Диаграмма 9. Результаты входного мониторинга в 10 профильных классах (2012 – 2013 учебный год)
Диаграмма 10. Результаты промежуточного мониторинга по профильным предметам в 10 профильных классах (2012-2013 учебный год)
Отмечается повышение качественной успеваемости в профильных классах по профильным предметам. Сказывается заинтересованность ребят в изучении выбранных дисциплин.
Результаты внутришкольной оценки качества образования
Таблтца 15 Абсолютная и качественная успеваемость по параллелям
параллели классов |
2010-2011 уч. год |
2011-2012 уч. год |
2012-2013уч. год |
|||
абсол-ная |
кач-ная |
абсол-ная |
кач-ная |
абсол-ная |
кач-ная |
|
2-е |
98% |
60% |
98% |
71,2% |
100% |
53,8% |
3-и |
98,3 |
65,5% |
100% |
56,5% |
98,2% |
50% |
4-е |
100% |
49% |
100% |
56,9% |
100% |
52,2% |
5-е |
100% |
42,1% |
100 |
50,9% |
100% |
48,2% |
6-е |
100% |
29,2% |
98% |
49% |
98,1% |
37,7% |
7-е |
97% |
27,2% |
98,6% |
30,4% |
98,2% |
38,2% |
8-е |
100% |
26,4% |
100% |
22,2% |
96,6% |
22% |
9-е |
100% |
34,2% |
98,4% |
25% |
96,6% |
15,3% |
10-е |
100% |
20% |
100 |
29,3% |
94,1% |
32,4% |
11-е |
- |
- |
100% |
27,5% |
100% |
40% |
На снижение качества образования на ступенях начального и основного обучения повлияли как объективные, так и субъективные причины:
- снижение мотивации
- большая нагрузка у педагогов
- слабая заинтересованность учителя
Повышение качества обучения в 10 классе объясняется тем, что наиболее слабые обучающиеся ушли из школы.
В 11-х классах качество обучения повысилось в связи с намерением выпускников продолжить образование в высших учебных заведениях.
Анализ данной таблицы показывает, что в текущем учебном году наблюдается снижение абсолютной успеваемости на 1,2% и повышение качественной успеваемости на 1%.
Достижения обучающихся в олимпиадах (региональных и всероссийских)
Таблица 18
Данные о поступлении в учреждения профессионального образования
Процент поступления выпускников школы в вузы остаётся стабильным.
Таблица 19
|
2009-2010 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Поступили в вузы |
68% |
в 2009-2010 году 11 классы в школе отсутствовали |
57% |
Поступили в соответствие с профилем |
41% |
43% |
|
Поступили на бюджетной основе |
40% |
72% |
Из таблицы вытекает, что в школе созданы условия для успешной социализации обучающихся и эффективная система подготовки выпускников к продолжению образования в ВУах.
Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски)
В школе в системе организована работа с обучающимися, имеющими проблемы с социальной адаптацией, а так же детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В прошлом учебном году школа 4 раза обращалась в органы государственной защиты по поводу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на что защита незамедлительно отреагировала в пользу детей.
Таблица 20. Показатели результативности по работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Сентябрь |
I полугодие |
II полугодие |
|
|||||
Рассматривались на Совете |
|
|||||||
Поставлены на ВШУ 2010-2011 |
Сняты с ВШУ 2010-2011 |
Октябрь-январь |
Февраль-май |
Рассматривались обучающиеся, состоящие на учёте |
Составлены программы ИПР всего |
Сняты |
||
Пол. результат |
Выбыли |
|||||||
29 |
10 |
18 |
21 |
I полугодие |
10 |
4 |
1 |
1 |
II полугодие |
18 |
|||||||
Поставлены на ВШУ 2011-2012г.
|
Сняты с ВШУ 2011-2012г. |
23 |
34 |
I полугодие |
25 |
9 |
3 |
2 |
II полугодие |
30 |
|||||||
34 |
19 |
|
|
С 7 обучающимися ведётся индивидуальная профилактическая работа |
||||
Диаграмма 21. Динамика изменения количества обучающихся,
состоящих на учете в ОУ и ОДН
Данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья)
Таблица 22
Группы здоровья |
2011год (чел.) |
2011год (%) |
2012год (чел.) |
2012год (%) |
I |
27 |
4,4 |
27 |
407 |
II |
415 |
68,8 |
389 |
68,2 |
III |
156 |
25,8 |
150 |
26,3 |
IV |
1 |
0,1 |
0 |
|
Всего детей |
603 |
|
570 |
|
Достижения обучающихся и их коллективов (объединений, команд) в районных, областных, федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.
Обучающиеся в 2011-2012 учебном году приняли участие в международных и всероссийских конкурсах, играх: «Русский медвежонок- языкознание для всех»», игра по математике «Кенгуру», игра по истории мировой культуры «Золотое руно», конкурс «British Bulldog», игровой конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии». На протяжении года школьники активно участвовали в разнообразных конференциях и конкурсах.
Таблица 23. Достижения обучающихся по количеству наград (подробно в приложении 1)
Уровень |
Конференции |
Конкурсы |
Соревнования |
Федеральный |
4 |
2 |
|
Областной |
5 |
9 |
|
Муниципальный |
0 |
22 |
11 |
Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг.
Исходя из результатов опроса обучающихся и их родителей, проводимого в 2012г., удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса составила 68% .
Раздел 5. Социальная активность и внешние связи учреждения
Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества, социальные партнеры учреждения
В этом учебном году школа продолжала сотрудничество с социальными партнерами, такими как Центр медицинской профилактики, отделением 3 детской поликлиники №2, городским комиссариатом, комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав Октябрьского района, отделом опеки и попечительства Октябрьского района, РОВД, МБУ ЦПСА «Семья». На данный момент школа №5 является экспериментальной базовой площадкой муниципального учреждения «Центра профилактики и социальной адаптации «Семья» г. Томска»
Взаимодействие с учреждениями профессионального образования
Систематически осуществляется взаимодействие школы с профессиональными учебными учреждениями: «Томским индустриальным техникумом», «Томским колледжем дизайна и сервиса», профессиональным училищем № 27, профессиональным училищем №33,
Осуществляется взаимосвязь и с вузами города: ТГАСУ, ТУСУР, ПТУ.
Участие учреждения в сетевом взаимодействии
1. Участие в сетевой экспериментальной площадке ТОИПКРО (областной) по теме: «Внедрение в образовательный процесс УМК «Мирный атом» 2012г.»
2. Участие школы в Региональной образовательной предметной математической сети «Математическая фондовая биржа» «Mastex», Томск 2012 (РЦРО, МОУ «Академический лицей»);
3. Участие учителей начальных классов (Приваловой Л.Ю., Мордовиной Г.В.) в разработке и апробации сборника дидактических материалов «Компетентностные задачи и задания для 1-4 классов» в рамках организации методической работы на муниципальном уровне от МУ ИМЦ;
4. Участие заместителя директора в сетевом проекте МУ ИМЦ «Оценка качества образования»;
Членство в ассоциациях, профессиональных объединениях
- первичная профсоюзная организация работников образования и науки;
- ассоциация учителей-предметников.
Раздел 6. Финансово-экономическая деятельность
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения
Основной бюджет школы формируется из средств:
- федерального бюджета
- областного бюджета
- местного бюджета
- субвенции
- межбюджетных трансфертов
- ФНР города и области
Таблица 24 Рост бюджетного финансирования
финансовый год |
сумма |
2009 |
12 827 434 руб. |
2010 |
13 327 540 руб. |
2011 |
14 623 153 руб. |
Направления использования бюджетных средств (руб.)
Таблица 25 Расходование средств
Статья расходов |
Сумма |
Оплата труда |
11 581 650 руб. |
Приобретение услуг |
1 538 160 руб. |
Уплата налогов и сборов |
9 660 руб. |
Увеличение стоимости основных средств |
404 000 руб. |
Увеличение стоимости материальных запасов |
112 000 руб. |
Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство |
154 155 руб. |
Целевая программа «Здоровое питание детей г. Томска» |
823 528 руб. |
ВСЕГО |
14 623 153 руб. |
С 2011 года в школе предоставляются платные дополнительные услуги (ПДОУ).
Таблица 26 Объём предоставления ПДОУ
Учебный год |
Сумма |
2009-2010 |
0 руб. |
2010-2011 |
0 руб. |
2011-2012 |
75 959 руб. |
Направления использования средств от приносящей доход деятельности
Таблица 27 Использование средств
Статья расходов |
Сумма |
Услуги связи |
246 руб. |
Коммунальные услуги |
299 руб. |
Вознаграждение по договорам |
57 344 руб. |
Приобретение канцелярских товаров |
18 067 руб. |
Всего |
75 959 руб. |
Таблица 28 Динамики доходов от ДПОУ за 3 года
2008 год |
2009 год |
2010 год |
3943069,49 |
3698074,53 |
4 431 698,67 |
Обоснование использования концепта продуктивного образования
Продуктивное обучение/образование (productive learning) – международный концепт организации образовательного процесса, распространенный в семнадцати странах Европы и Америки, а также России (Москвы, Санкт-Петербург, Кемерово, Сочи, Саратов и др.) и используется в практике образования больше 15 лет.
Концепт продуктивного образования наиболее актуальным кажется в настоящее время именно для Российских школ на этапе перехода к новым ФГОС, которые фиксируют, что «знания» – это не продукт образования. Продуктом образования является ощутимый, реальный результат сделанного самим образующимся дела и итог его образовательного процесса.
Немецкие коллеги из берлинского Института продуктивного обучения в Европе (IPLE), которые уже много лет занимаются методологией и методиками продуктивного обучения, отмечают, что в основе его лежит принцип «learning by doing» – «обучения через деятельность (делание)», впервые сформулированный Джоном Дьюи и реализованный в практике многих альтернативных образовательных систем. Поэтому в технологической основе продуктивного образования лежит метод проектов.
Принципы продуктивного образования
• Смысл образования – не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его как личностный, так и общекультурный рост
- Главная отличительная черта продуктивного образования – создание нового для ученика (и учителя) образовательного продукта: идеи, вопроса, дефиниции, текста, правила, интеллектуального или художественного произведения и др.
- Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по развитию и сопоставлению его личностного образовательного результата с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности
- Принцип свободы выбора, состоящий в обеспечении возможностей деятельного созидания, как для ученика, так и учителя. Реализуется через индивидуальные творческие работы, ориентируемые на получение высокого личного результата, проявление самости как самоценности, выработки собственной жизненной позиции, мировоззрения.
- Индивидуальное творчество ученика не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, ученик учится понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать свой собственный взгляд на достижения человеческой деятельности на основе изучения культурно-исторических аналогов – научных знаний и культурных ценностей в их сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
- Принцип предметной деятельности: преобладания в обучении методов и видов деятельности, относящихся к изучаемому предмету. Не столько изучение “готовой” математики и литературы, сколько занятия самой математикой, её проблемами; собственные сочинения и литературные попытки в сравнении с мировой литературой. Не “прохождение” темы по учебнику, а исследование реальной природы, практики, социума. Замена чужих результатов на собственные означает, что в историческом образовании должна преобладать историческая деятельность, в литературном – литературоведческая, писательская и т.п.
- Принцип индивидуального целеполагания и рефлексивной деятельности предусматривает необходимость осознания личных целей учения и саморазвития; согласованность целей ученика и учителя по конечному результату – продукту. Сопоставимая самооценка собственной деятельности - определение этапа саморазвития, помогает сформулировать выводы из деятельности, уточнять цели, направления и средства дальнейшей работы.
Основная задача продуктивного образования – развитие совмещённого практического и образовательного опыта подростка, овеществлённого в конкретном продукте (проекте, выполненном в школе и на или внешкольном пространстве). Эта модель обучения была опробована сначала на детях старшего возраста, выпавших из структуры массовой школы, отбракованных классно-урочной системой. Ребята начинали учиться на другой дидактической основе: в пространстве самостоятельно выбранного труда они выполняли несколько образовательных проектов и отчитывались по проделанной практической и учебной работе. В результате повышалась их уверенность в себе, они получали первый, значимый лично для них образовательно-профессиональный опыт и сертификат об образовании, начинали самостоятельную трудовую жизнь.
Продуктивное образование предполагает комплексную систему оценивания. Например рейтинговую, учащийся набирает общую сумму баллов по результатам презентации образовательных проектов (отчётов) и всего содержимого своего «портфеля проектов».
Меняются функции учителя-предметника. Основная работа педагога – индивидуальные консультации по темам проектов, педагогическая поддержка, помощь ученику в понимании его продвижения к намеченной им самим практической цели.
Технологии продуктивного образования предполагают следующие этапы организации образовательного процесса:
- практическая деятельность в социуме, в которой учащийся получает опыт работы, отражая его в содержании образовательного отчёта, выявляя проблемные точки, без изучения и фиксации которых невозможно выполнение проекта;
- обсуждение проблем и конкретных проектных решений с учителем – это одновременно консультация по проекту, которая помогает ученику осознать полученные результаты, принять решение о дальнейших действиях;
- обсуждение проблем с учащимися группы (групповая рефлексия), благодаря чему ребята могут понять собственные проблемы, помочь друг другу в решении общих вопросов;
- выход на новый уровень понимания задач образования (через свою деятельность), рост мотивации деятельности, как в социуме, так и внутри школы (это может быть и возвращение к некоторым разделам школьного курса, если это необходимо для проекта или для подготовки к сдаче экзамена).
Базовой группой, сопровождение образовательной деятельности которой обеспечивает педагогический коллектив – это группа участников проекта, коллектив, сформированный на добровольных началах и заинтересованный в добросовестной работе каждого. Группа создаётся для обсуждения общих вопросов, и хотя бывает периодически закрытой (рефлексия проблем – один раз в неделю), скорее похожа на неформальное сообщество и группу социально-психологического, коммуникативного тренинга, что важно для подростков, «проблемных» в традиционной школе. Для реализации продуктивного образования необходимо использовать ресурсы интеграции основного, дополнительного и внешкольного образования, так как только соорганизация разного содержания, форм и видов деятельности позволит создать ситуацию для выбора направления и реализации самостоятельного действия по поводу своего образования.
Данный концепт взят школой как ориентир в изменении содержания и форм организации образовательного процесса. Для реализации этого концепта в школе есть потенциал: у ряда педагогов есть позитивный опыт организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности учащихся, выстроены партнерские связи с образовательными и социальными организациями для расширения образовательной среды. Однако использование и развитие этого потенциала является стратегической задачей управления.
Соотношение концепта продуктивного образования и стратегических проектов школы
Стратегические проекты школы: цели, задачи, мероприятия, результаты.
Проект «Качество»
Цель: повышение качества обученности учащихся
Задачи:
• разработать и внедрить общешкольную систему отслеживания ситуаций учебной не успешности учащихся на основе «Электронной учительской» и их ликвидации;
• обеспечить освоение педагогами образовательных технологий и методик для дифференцированного обучения, своевременного выявления и ликвидации учебных затруднений, повышения мотивации к учебной деятельности;
• создать систему стимулирования педагогов и классных руководителей, обеспечивающих повышение и сохранение качества обученности, а также качественные показатели ГИА и ЕГЭ.
Этапы реализации проекта, основные мероприятия:
2013-2015 уч.г. Разработнический.
- Запуск деятельности ПТГ: разработка системы мер, апробация «Электронной учительской», анализ системы отслеживания учебной не успешности и их ликвидации.
- Анализ затруднений в профессиональной деятельности педагогов по организации дифференцированного обучения.
2015-2016 уч.г. Реализация.
- Реализация комплекса мер по отслеживанию и ликвидации учебной не успешности на основе «Электронной учительской»
- Создание системы внутреннего и внешнего ПК по освоению педагогами методик и технологий дифференцированного обучения.
- Консультационное и экспертное сопровождение создания педагогами методических разработок по использованию методик и технологий дифференцированного обучения в практике.
2016-2017 уч.г Анализ и обобщение
- Экспертно-аналитическое обобщение результатов и эффектов комплекса мер по отслеживанию и ликвидации учебной не успешности на основе «Электронной учительской»
- Оформление пакета методических материалов по использованию методик и технологий дифференцированного обучения в практике школы.
- Корректировка ООП начальной и основной школы с учётом разработанного методического обеспечения по использованию методик и технологий дифференцированного обучения в практике.
Результаты реализации проекта
Образовательные результаты:
• увеличение доли учащихся, имеющих показатели обученности не ниже 50-55%
• устойчивое достижение качества обученности в начальной школе не менее 65%;
• увеличение доли учащихся основной школы, имеющих показатели по ГИА не ниже городского уровня
• увеличение доли учащихся старшей школы, имеющих показатели по ЕГЭ не ниже городского уровня
Педагогические (методические) результаты:
• методики мониторинга учебной не успешности и формы их ликвидации;
• методические и дидактические материалы, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Организационно-управленческие результаты:
• усиление положительного имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, педагогического сообщества;
• повышение профессионального уровня педагогов школы.
Проект «Технологии продуктивного образования»
Цель: внедрение технологий продуктивного образования учащихся, имеющих уникальные образовательные запросы, особенности в социализации и учебной деятельности
Задачи:
• организовать систему проявления и учета групп детей, имеющих уникальные образовательные запросы, особенности в социализации и учебной деятельности;
• разработать и реализовать педагогические проекты образовательной поддержки и сопровождения разных целевых групп учащихся с использованием технологий продуктивного образования в урочной, внеурочной и досуговой деятельности;
• обеспечить повышение квалификации кадров по вопросам технологий продуктивного образования, проектного метода обучения, тьюторского и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и детей группы риска
Этапы реализации проекта, основные мероприятия:
2013-2015 уч.г. Разработнический.
- Проведение педагогического мониторинга, создание базы данных по целевым группам: одаренные; группа риска; дети с ОВЗ, дети с пониженной учебной мотивацией; дети, со слабой академической успеваемостью, но сохранным познавательным интересом.
- Разработка педагогических проектов образовательной поддержки и сопровождения разных целевых групп учащихся с использованием технологий продуктивного образования в урочной, внеурочной и досуговой деятельности в условиях расширенного образовательного пространства.
2015-2016уч.г. Реализация.
- Реализация педагогических проектов образовательной поддержки и сопровождения разных целевых групп учащихся. Анализ и оценка эффективности реализации.
- Изучение методик и технологий продуктивного образования, педагогической поддержки образовательной инициативы, тьюторского сопровождения построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
- Разработка системы внеурочной деятельности и внешкольной работы, обеспечивающей расширение образовательных возможностей и условий для социализации учащихся школы.
- Обобщение и систематизация опыта работы школы с детьми группы риска, разработка комплекса мер по совершенствованию системы работы с детьми группы риска с учетом направлений развития школы на 2013-2015гг
2016-2017уч.г Анализ и обобщение
- Экспертно-аналитическое обобщение результатов и эффектов использования технологий продуктивного образования
- Оформление пакета методических материалов по технологий продуктивного образования
- Корректировка ООП начальной и основной школы с учётом разработанного методического обеспечения.
Результаты реализации проекта
Образовательные результаты:
- повышение уровня учебной мотивации школьников;
- увеличение доли учащихся, вовлеченных в творческую, проектную, исследовательскую деятельность;
- увеличение доли учащихся, демонстрирующих высокие образовательные достижения в разных сферах дельности;
- уменьшение доли учащихся, входящих в группу риска.
Педагогические (методические) результаты:
- включение технологий продуктивного образования, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в рабочие программы педагогов;
- методические и дидактические материалы для обеспечения учета разных целевых групп, проявления из заказа/затруднений, формирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, анализа их результативности
Организационно-управленческие результаты:
- повышение профессионального уровня педагогов школы;
- повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования;
- усиление положительного имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, педагогического сообщества.
Организационно-управленческие механизмы реализации проекта:
- формирование проектных педагогических групп;
- организация консультационной и образовательной поддержки деятельности проектных групп;
- организация презентации и обсуждения деятельности проектных групп в пед.коллективе, с родительской общественностью, внешними экспертами;
- создание механизмов стимулирования участников проектных групп, нормативно-правовой базы инновационной деятельности, ресурсного обеспечения разработки и реализации проектов.
План первого этапа реализации проекта
Мероприятие |
Результаты и продукты мероприятия |
Проведение педагогического мониторинга, создание базы данных по целевым группам |
Составлен социально-педагогический паспорт каждого класса Собраны и проанализированы статистические данные по контингенту обучающихся |
Разработка педагогических проектов образовательной поддержки и сопровождения разных целевых групп учащихся |
Сформирована проблемно-творческая группа. Проведены семинары, консультации по разработке педагогических проектов. Описаны проектные замыслы и составлены планы реализации проектов на 2013-21 уч.год |
Проект «Новый стандарт»
Цель: Обеспечение перехода к реализации ФГОС основной и старшей школы
Задачи:
• организовать повышение квалификации педагогического коллектива по следующим направлениям: разработка учебных курсов в компетентностном подходе, использование инновационных образовательных технологий, технологий индивидуализации и дифференциации учебного процесса, использование нетрадиционных форм оценивания, интеграция урочной и внеурочной деятельности;
• стимулировать педагогов основной и старшей школы к разработке и реализации учебных курсов, модулей, учебных занятий на основе технологий дифференциации и индивидуализации образования, а также на основе метода проектов;
• обеспечить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и иных сфер для реализации совместных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, ориентированных на развитие творческих и проектных способностей учащихся;
• разработать проект организации образовательной среды для учащихся основной школы на основе принципов компетентностного подхода и вариативности образования с учетом возможностей внутренних ресурсов и внешней среды на основе требований новых ФГОС.
Этапы реализации проекта, основные мероприятия:
2013-2015уч.г. Подготовительный
• Повышение квалификации педагогического коллектива по следующим направлениям: разработка учебных курсов в компетентностном подходе, использование инновационных образовательных технологий.
• Изучение нормативной и методической базы по введению ФГОС в основной и старшей школе.
• Анализ результативности реализации ФГОС в начальной школе, корректировка ООП НОО и выявление требований к ООП ООО
2015-2016 уч.г. Разработка
• Формирование пакета методических материалов к ООП НОО
• Модификация рабочих программ по дисциплинам на основе требований ФГОС ООО
• Разработка проекта организации образовательной среды для учащихся основной школы на основе принципов компетентностного подхода и вариативности образования с учетом возможностей внутренних ресурсов и внешней среды на основе требований новых ФГОС.
• Разработка проекта ООП ООО с учетом анализа внутренних и внешних ресурсов, запросов учащихся и родителей, особенностей контингента обучающихся
2016-2017 уч.г Апробация
- Апробация проекта ООП ООО, анализ, корректировка
- Формирование пакета методических материалов к ООП ООО
- Создание нормативно-правовой, материальной и финансовой базы для реализации ФГОС
Результаты реализации проекта
Образовательные результаты:
- позитивная динамика сформированности УУД учащихся начальной школы
- увеличение доли учащихся основной школы, имеющих опыт самостоятельной образовательной деятельности
Педагогические (методические) результаты:
- образовательные программы для реализации ФГОС в начальной и основной школе
- методические материалы (сценарии, курсы и т.д.) для обеспечения новых ФГОС в начальной и основной школе.
Организационно-управленческие результаты:
- сформирована база для перехода школы к системной реализации ФГОС
- привлечены внешние ресурсы для качественной реализации задач ФГОС
Мониторинг результативности Программы развития
Планируемый результат |
Показатель достижения |
Образовательные результаты |
|
Увеличение доли учащихся, имеющих показатели обученности не ниже 50-55%
|
Качество обученности. |
Устойчивое достижение качества обученности в начальной школе не менее 65 %;
|
Положительная динамика |
Увеличение доли учащихся основной школы, имеющих показатели по ГИА не ниже городского уровня;
|
Положительная динамика |
Увеличение доли учащихся старшей школы, имеющих показатели по ЕГЭ не ниже городского уровня;
|
Положительная динамика |
Увеличение доли учащихся, вовлеченных в творческую, проектную, исследовательскую деятельность;
|
Количество участников общешкольных КТД, конкурсов проектных и исследовательских работ |
Повышение уровня учебной мотивации школьников
|
Уменьшение количества обучающихся с низкой мотивацией |
Уменьшение доли учащихся, входящих в группу риска. |
|
Сформированные УУД в соответствии с требованиями к начальной ступени обучения. |
Способность школьников выполнять необходимые действия для решения учебных задач. |
Педагогические результаты |
|
Методики мониторинга учебной не успешности и формы их ликвидации; |
Система мониторинга |
Методические и дидактические материалы по организации продуктивного образования |
Освоение технологий продуктивного обучения |
Организационно - управленческие результаты |
|
Повышение профессионального уровня педагогов школы |
Доля педагогов, прошедших повышение квалификации по актуальным направлениям развития образования Увеличение доли педагогов, успешно прошедших аттестацию на повышение категории Увеличение доли победителей в профессиональных и образовательных конкурсах |
Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования;
|
Увеличение доли педагогов, имеющих методические разработки по новым ФГОС Увеличение доли педагогов, использующих технологии продуктивного образования Увеличение доли инновационных разработок педагогов школы среди инновационных разработок на уровне города и области. |
Усиление положительного имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, педагогического сообщества.
|
Сохранение и увеличение контингента учеников. Удовлетворенность родителей качеством образования. Расширение партнёрских связей школы |
Создана нормативно-правовая, материальная и финансовая база для реализации ФГОС |
База |
Управление реализацией программы развития
- Программа развития утверждается решением УС, ПС.
- Оперативное управление реализаций программы развития осуществляется рабочей группой.
- Планирование, анализ, корректировка задач и действий по реализации программы развития осуществляется на управленческом семинаре в начале и конце учебного года.
- Реализация задач программы развития обеспечивается следующими организационно-управленческими механизмами
- формирование творческих, проблемных и проектных педагогических групп;
- организация консультационной и образовательной поддержки деятельности проектных групп;
- организация презентации и обсуждения деятельности проектных групп в пед. коллективе, с родительской общественностью, внешними экспертами;
- создание механизмов стимулирования участников проектных групп, нормативно-правовой базы инновационной деятельности, ресурсного обеспечения разработки и реализации проектов.
- Функции управленческой команды в управлении реализацией программы развития…
1